В продаже абонемент Musica sacra nova
Писаро
festhalten / loslassen
Левинас
Струнный квартет № 1
Ридер
Here is where we met
Абонемент №139:
Топология стихий.
Эстетика и палитра стилей в музыке XX и XXI веков
Год назад отметила 30-летие «Студия новой музыки» – один из ведущих российских ансамблей современной музыки. Юбилею коллектива был посвящен филармонический абонемент «Время, пространство, число, жест», продолжением которого стал нынешний – «Топология стихий (космос, воздух, лед, вода)». Цикл концертов-лекций объединен идеей исследования стихий и пространств, будь то космос, стороны света, город или интернет. Это путешествие сквозь элементы и состояния по разным мирам, каждый из которых имеет свой символический и метафизический смысл.
О том, как ощущали эти миры композиторы последнего столетия, рассказывают четыре программы абонемента, представляющие самые разные направления и техники ХХ–ХХI веков. Воздух – тема второго вечера, программу которого формулирует автор и ведущий цикла – музыковед, композитор, педагог, старший научный сотрудник Центра современной музыки Московской консерватории Федор Софронов: «Воздух. Запад. Париж. Свобода смотрит в лужу, отражающую пустоту. Здесь ветер сбивает с ног и уносит в пучину событий. Пространство увеличивается. Один во множестве. Там мы встретимся».
Среди композиторов программы две наиболее крупные звезды – Эрик Сати и Оливье Мессиан, два важнейших представителя французской музыки первой и второй половины ХХ века. Впрочем, ранние прелюдии Мессиана хронологически не так далеки от поздних вокальных миниатюр Сати, и сходства между ними больше, чем можно вообразить. Остальные авторы программы – наши современники, представляющие две страны и три поколения: француз Микаэль Левинас родился в 1949-м, американцы Майкл Писаро и Кори Ридер – в 1961-м и 1993-м соответственно. И у каждого из них, безусловно, свой воздух.
Ведущий российский коллектив, специализирующийся на исполнении современной музыки. Основан в 1993 году в Московской консерватории композитором Владимиром Тарнопольским, дирижером Игорем Дроновым и музыковедом Александром Соколовым.
В репертуаре ансамбля практически вся камерная и камерно-оркестровая музыка ХХ–ХХI веков, начиная от раннего русского авангарда и западного модернизма до сочинений, написанных в последние годы. За три десятилетия музыканты «Студии» впервые в России исполнили более полутора тысяч сочинений ведущих современных композиторов, представили более ста концертов-портретов и сочинений в жанре нового музыкального театра. Ежегодно ансамбль исполняет около 60 новых программ.
Специально для «Студии» создавали новые опусы Мартен Алтена, Юрий Воронцов, Александр Вустин, Фарадж Караев, Юрий Каспаров, Игорь Кефалиди, Роман Леденёв, Мартейн Паддинг, Луис Наон, Энно Поппе, Роджер Редгейт, Владимир Тарнопольский, Иван Феделе, Николаус Хубер, Жерар Цинсстаг и многие другие. Особое внимание музыканты ансамбля уделяют сотрудничеству с молодыми авторами – заказу новых сочинений, проведению мастер-классов, лекций и конкурсов (Международный конкурс молодых композиторов имени П. И. Юргенсона, Международный конкурс молодых композиторов «Новые классики», Всероссийские семинары по исполнительским техникам). В последние годы «Студия» активно работает над проектами с электроникой, видео и мультимедиа.
Ансамбль активно гастролирует по России и за рубежом. Концерты «Студии новой музыки» проходят в Большом зале Московской консерватории, в Санкт-Петербургской филармонии, Концертхаусе и филармонии в Берлине, парижском Музыкограде, венецианском театре Малибран и других крупнейших залах мира. Коллектив неоднократно выступал с ансамблями Asko|Schönberg, Ensemble Modern и Klangforum Wien.
«Студия новой музыки» регулярно проводит мастер-классы в различных консерваториях мира, организовывает спецпроекты в университетах, включая Оксфордский, Бостонский и Гарвардский. «Студия» стала первым и на сегодня единственным российским ансамблем, приглашенным на Международные курсы новой музыки в Дармштадте и на Венецианскую биеннале современного искусства.
Один из важных векторов деятельности ансамбля – междисциплинарное взаимодействие. «Студия» сотрудничает с Музыкальным театром имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко, Центром имени Вс. Мейерхольда, фестивалями «NET – Новый европейский театр» и «ТERRИТОРИЯ», ГМИИ имени А. С. Пушкина, Третьяковской галереей, Музеем современного искусства «Гараж», Московским музеем современного искусства, Московской биеннале, Еврейским музеем центром толерантности, «Премией Кандинского» и др.
«Студия новой музыки» – базовый ансамбль Международного фестиваля современной музыки «Московский форум», проводимого Центром современной музыки Московской консерватории.
В сезоне 2023/24 ансамбль отметил 30-летие. Главное событие юбилейного сезона – проект «СтудияФест», в рамках которого на крупнейших площадках Москвы прошли концерты, образовательные мероприятия, презентации, научные чтения. С 1993 года «Студия» является центром структуры, благодаря которой выстраивалась экосистема новой музыки в России; программа «СтудияФест» демонстрирует, как работает такая структура, редкая не только для нашей страны, но и для зарубежья.
Фёдор Софронов – композитор, музыковед, педагог. Родился в 1971 году в Москве. Окончил композиторский факультет Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского (класс профессора Романа Леденёва), затем аспирантуру МГК.
Стажировался как музыковед в Венском университете. В 2003 году защитил кандидатскую диссертацию на тему «Джаз в художественной культуре Центральной и Восточной Европы 1920-х годов».
Преподавал в Государственном музыкальном училище эстрадно-джазового искусства, Академическом музыкальном училище при Московской консерватории, Государственном музыкально-педагогическом институте имени М. М. Ипполитова-Иванова.
С 2005 года преподает в Московской консерватории, в настоящее время – доцент кафедры современной музыки, старший научный сотрудник Центра современной музыки и ведущий тематических программ ансамбля солистов «Студия новой музыки».
Работал ведущим на радиостанциях «Эхо Москвы», «Радио России», редактором фирмы «Мелодия». Ведущий научный сотрудник отдела музыкальной культуры ГМИИ имени А. С. Пушкина.
Автор электронной музыки, сочинений для симфонических и камерных составов, музыки к театральным постановкам и кинофильмам, а также статей в научных сборниках и периодике. Член Союза композиторов РФ (2002).
Фёдор Софронов (автор цикла, ведущий)
В программе: Штокхаузен, Шельси, Ланг, Ромителли, Тарнопольский